среда, 5 июля 2023 г.

Последствия неблагоприятного воздействия факторов на экосистемы Республики Узбекистан

 Последствия неблагоприятного воздействия факторов на экосистемы Республики Узбекистан

Последствия неблагоприятного воздействия факторов на экосистемы Республики Узбекистан

Географическое положение Узбекистана, разнообразие физико-географических условий определяют его богатое биологическое разнообразие. Обширные пустыни Узбекистана, горные степи, леса и альпийские луга, водоёмы - все это характерные экосистемы со свойственными им эколого-фаунистическими комплексами. Сохранившиеся естественные экосистемы Узбекистана способствуют стабилизации территорий, на которых нарушенные антропогенной деятельностью земли потеряли способность к поддержанию устойчивой благоприятной среды. Велико эстетическое и рекреационное значение биоразнообразия.


Территория Узбекистана включает равнинную и горную части, имеющие сравнительно высокое разнообразие природных экосистем и видов. В равнинных регионах широко представлены пустынные типы экосистем. В горах хорошо выражена высотная поясность; здесь четко определяются несколько зонально-климатических поясов, соответствующих основным типам горных экосистем.

Водно-околоводные экосистемы представлены как в равнинных, так и в горных регионах, образуя в каждом из них специфические местообитания. Интразональными являются антропогенные экосистемы, включая сельскохозяйственные земли и урбанизированные территории. Характерной особенностью является повышенная хрупкость аридных, горных экосистем и экосистем внутренних вод. Территория страны входит в зону Аральской экологической катастрофы.

Природные экосистемы страны имеют высокое значение в обеспечении жизнедеятельности большого и интенсивно растущего населения ввиду ограниченности площади возделываемых земель и водных ресурсов. Экосистемы Узбекистана имеют глобальное значение. Пустынные, горные и околоводные биомы Узбекистана включены в Глобальный Перечень ВФП «Экорегионы 200», охватывающий 238 наиболее важных для сохранения из 867 всех выделенных в мире комплексных экорегионов мира.

Водно-околоводные и пустынные экосистемы входят в глобально значимый «Центральноазиатский центр остановки мигрирующих птиц», расположенный на пересечении двух основных (афро-евразийский и индо-евразийский) мировых миграционных маршрутов. Горы Узбекистана занесены во Всемирный перечень «Наиболее биологически богатых и находящихся под угрозой исчезновения наземных экорегионов мира». Горные экосистемы Узбекистана входят в «Центральноазиатский центр происхождения диких сородичей культурных растений». Зарафшанский хребет и бассейн реки Зарафшан занесены во Всемирный список МСОП/ВФП Центров разнообразия растений (Бассейн реки Зарафшан и Самаркандские горы: Таджикистан и Узбекистан). Видовое многообразие флоры и фауны находится в прямой зависимости от состояния экосистем.

Из-за своих географических и климатических особенностей Узбекистан сильно подвержен влиянию отрицательных экологических факторов (в том числе трансграничных), особенно в связи с хрупкостью аридных и горных экосистем и ограниченностью водных ресурсов. Экстенсивный путь развития орошаемого земледелия, избыточное применение ядохимикатов, засоление, заболачивание, почвенная эрозия, загрязнение вод, зарегулирование стока рек, перевыпас скота, вырубка лесов и тугайной растительности и другие факторы привели к потере местообитаний и сокращению численности ареалов видов. Наибольшим изменениям подверглись пустынные, водные и околоводные экосистемы, на которых сказалось широкомасштабное освоение земель с сопутствующим перераспределением водных ресурсов.

Наиболее значительным нарушением экосистем и самым крупным антропогенным бедствием в Узбекистане стало высыхание Аральского моря и дельты Амударьи. Ввиду неустойчивого использования водных ресурсов для орошаемого земледелия в ЦАР за последние 40-45 лет средний речной приток в Аральское море (первичный: 56 км3/год) сократился в 10 раз, площадь его акватории (первичная: 66100 км2) уменьшилась более чем в 3,8 раза, объем воды снизился с 1064 км3 до 115 км3, его начальный уровень (53,46 м н.у.м.) упал на 22 метра, соленость воды (первичная 11-13%о) возросла в 6-12 раз. Площадь высохшего дна составила 42000 км2 и превратилась в источник выноса на прилегающие территории песчано-солевых аэрозолей (ежегодный вынос - 15-75 млн тонн с радиусом до 300 км). Суммарная площадь дельтовых озер сократилась в 2 раза (высохло более 60 высокопродуктивных озер, занимавших площадь 600 км2). Изменился климат Аральского региона, сократились запасы рыбы и дичи, неэффективной стала сельскохозяйственная деятельность. Экологический кризис породил социальный: возрос уровень заболеваемости населения, уменьшилась продолжительность жизни, появились экологические беженцы. «Аральский кризис вышел за рамки Центральноазиатского региона, он приобрел общепланетарное значение, чье пагубное влияние сегодня ощущается в изменении климата, биологического баланса, на здоровье населения и генофонде будущих поколений.

Пустынные экосистемы занимают около 4/5 территории Узбекистана и большую часть Туранской низменности, охватывают пустыню Кызылкум и плато Устюрт, Каршинскую степь, отдельные участки на юге Республики и в Ферганской долине. Пустынные экосистемы отличаются богатой и разнообразной флорой и фауной. С середины XX столетия, в результате масштабного освоения равнинно -пустынных регионов, изменения пустынных и пойменных дельтовых ландшафтов приобрели фронтальный, практически, неизменимый характер. Масштабный сброс возвратных высоко минерализированных коллекторно-дренажных вод в бессточные впадины пустынь привел к подтоплению и заболачиванию аридных земель (в том числе пастбищ).

Несогласованные с Узбекистаном зимние («энергетические») пропуски из водохранилищ Киргизстана, Таджикистана и Казахстана на реке Сырдарья привели к тяжелым водохозяйственным и экологическим последствиям в Центральном Кызылкуме - разливу Айдар-Арнасайской системы озер до 3700 км2 и, в результате, к затоплению пастбищ 1180 км2, подтоплению орошаемых земель, уничтожению прибрежной и пустынной растительности, разрушению объектов ирригационной, сельскохозяйственной и транспортной инфраструктуры, локальному изменению климата за счет увеличения испарения с поверхности водоема. Из-за нерационального использования водных ресурсов в настоящее время более 15000 км2 пустынных территорий подвержено вторичному засолению. Движущиеся пески занимают примерно 10000 км2, из которых 2000 км2 образовались недавно по краям орошаемых площадей, представляя новую угрозу опустынивания.

Состояние лесного фонда в республике за последнее десятилетие советского периода резко ухудшилось: во-первых, для нужд сельского хозяйства было изъято около 1500 км2 лесных земель, при этом под сельскохозяйственное освоение были переданы лучшие саксаульники и особо ценные тугайные леса; во-вторых, интенсивно стал развиваться процесс деградации лесов на землях долгосрочного пользования, где произошло истощение растительного покрова, дефляция почв и другие негативные процессы. Особенно пострадали равнинные пойменные древесно-кустарниковые экосистемы, площадь которых сократилась в десятки раз и составляет сейчас 250 км2 (1% от общей площади лесов). В дельте Амударьи площадь древесных тугаев, занимавших в 1980-х гг. более 1000 км2, к настоящему времени составляет менее 100 км2.

Сейчас в Республике площадь естественных лесов горной зоны не превышает 3000 км2 (лесистость 3,1%, из них хвойными породами занято 2000 км2), а пустынно-песчаной зоны (в основном, саксауловые леса) -20600 км. Несмотря на предпринимаемые усилия, до настоящего времени не удалось достигнуть уровня лесопокрытия в 2010 гг. Из общего объема лесонасаждений, заложенных лесхозами в последнее десятилетие, погибло около 124,0 тыс. га (32% от всей освоенной площади) лесных культур, что вызывает особую тревогу. За это же время общая площадь государственного лесного фонда уменьшилась более чем на 10000 км2, а лесистость Республики на 1%.

Современное состояние горных экосистем характеризуется сложным комплексом социально-экономических проблем. Вследствие нерегулируемых антропогенных нагрузок на горные экосистемы происходят: повсеместная смена естественных доминантов растений, обеднение генофонда растительного покрова, деградация почв, замещение хозяйственно-полезных видов растений сорными, глубокие изменения гидротермического режима почв горных склонов, увеличение вероятности возникновения опасных стихийных явлений, истощение возобновляемых водных ресурсов, включая таяние ледников. Наиболее острыми проблемами этих территорий являются:

1) Относительно слабая устойчивость экосистем по отношению к антропогенным воздействиям;

2) Активная подверженность негативным экзогенным процессам (более 20% территории находится в зоне воздействия эрозии почв, оползней, обвалов, лавин, селей).

3) Низкая лесистость гор и повышенная деградация пастбищ;

4) Загрязнение в области формирования речного стока отходами промышленного производства.

В результате воздействия негативных факторов на экосистемы 87 видов животных и 6 видов растений водно-околоводных экосистем, 46 видов животных и 60 видов растений пустынных экосистем, 43 видов животных и 251 вид растений горных экосистем в различной степени подвержены угрозе исчезновения. Как минимум, в этих экосистемах исчезли: в водно-околоводных - 2 вида животных и 1 вид растений, в пустынных - 3 вида животных, в горных - 4 вида растений.

Более 57% всей территории Узбекистана используется для сельскохозяйственных целей, из них сенокосы и пастбища занимают 212161,22 км2, а пахотные земли, производящие свыше 95% выращиваемой сельскохозяйственной продукции - 40499,42 км2. 32973,83 км2 пахотных земель орошается, остальные 7372,46 км2 представлены неполивным богарным земледелием в предгорьях и низкогорьях. Агроэкосистемы обеспечивают 28% ВВП Узбекистана, 46% занятости населения и 60% валютных поступлений, почти 90% потребности в продуктах питания. С 1960 г. доминирующей культурой, выращиваемой в Узбекистане, является хлопчатник. В структуре посевных площадей за последнее десятилетие установилась тенденция роста удельного веса зерновых и зернобобовых культур, овощей, бахчевых и картофеля за счет сокращения посевов хлопчатника, которые за последнее десятилетие значительно сокращены и составляют в структуре посевов до 40%.

Сейчас около 100000 км2 сельскохозяйственных пастбищ нуждаются в коренном улучшении; вторичному засолению подвержены 17480 км2 равнинных сельскохозяйственных земель, из них - 15% орошаемых земель; на площади 14200 км2 пахотных земель развита водная эрозия, из них на 7500 км2 - ирригационная. Согласно статистическим прогнозам, будет продолжаться рост населения страны, которое, по расчету, к 2010 г. составит 28,7, а к 2050 г. - 40,5 млн человек. Значительный рост населения оказывает давление на имеющиеся природные ресурсы и является одним из факторов, обостряющих экологические проблемы.

Заключение: Несмотря на достигнутые результаты, продолжается неблагоприятное воздействие факторов, влияющих на природные экологические системы и популяции видов диких животных и растений. Для дальнейшего осуществления эффективной охраны компонентов разнообразия требуется применение экосистемного подхода. Необходимо разрабатывать комплексные мероприятия, как по охране самих видов, так и по сохранению их местообитаний. Естественные экосистемы представляют собой местообитания, закономерно сложившихся в ходе совместной эволюции сообществ растительных и животных организмов в их единстве с неорганической средой обитания. Сохранение разнообразия напрямую связано с сохранением естественных экосистем, являющихся регулирующим механизмом, поддерживающим экологическое равновесие. Сохранение биологических видов и сообществ возможно лишь при сохранении среды их обитания, т.е. всех экосистем, в состав которых входят популяции конкретных видов. В первую очередь, именно экосистемы (горные, водно-околоводные, тугайные, пустынные и т.д.) должны являться объектом исследования, охраны и восстановления.

Список литературы
1. Абакумов В.А., Тальских В.Н. Временная структура перифитонных сообществ фоновых экосистем. В кн.: Проблемы фонового мониторинга состояния природной среды, вып. 5. Л., Гидрометеоиздат, 1987. С. 97107.
2. Аладин Н.В., Котов С.В. Естественное состояние экосистемы Аральского моря и ее изменение при антропогенном воздействии // Гидробиологические проблемы Аральского моря. Труды ЗИН АН СССР, 1989. Т. 199. С. 4-25.
3. Конвенция о биологическом разнообразии. Рио-де-Жанейро, 1992.
4. Оценка состояния первично искусственных гидроэкосистем Узбекистана с целью разработки экологических требований и совершенствования их системы эксплуатации / Каримов Б.К., Холматов Н.М., Юлдашев М., Мусаева А., Курамбаева М.Б. // Проблемы охраны водных ресурсов и окружающей среды: Сборник докладов Республиканской научно-практической конференции, Ташкент, 16-18 мая 2000 г. Ташкент: НИЦ МКВК, 2000. С. 38-41.
5. Региональный план сохранения биоразнообразия Западного Тянь-Шаня // Центральноазиатский трансграничный проект Глобального экологического фонда/Всемирного Банка по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня. Астана-Бишкек-Ташкент, 2005. С. 222.
6. Экосистемы и благосостояние человека. Биоразнообразие. Доклад международной программы «Оценка экосистем на пороге тысячелетия»: 2005. Институт мировых ресурсов, Вашингтон, округ Колумбия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.millenniumassessment.org/documents/document.786.aspx.pdf/ (дата обращения:20.09.2021).
7. Тальских В.Н., Беглов Е.О. Влияние климатических факторов на водные экосистемы и меры адаптации // Последствия изменения климата в Узбекистане, меры адаптации. Бюлл. №7. Ташкент: НИГМИ, 2008. С. 53-61.
8. Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы и целевые задачи по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятые в Айти. КБР, 10-совещание КС. Япония, 2010.
9. Тальских В.Н. Биоразнообразие Узбекистана в условиях изменения климата - состоянии, уязвимость, возможные меры сохранения и адаптации. Изменение климата, причины, последствия и меры адаптации. Бюллетень № 9. Ташкент: ШЕР/Узгидромет/НИГМИ, 2015. С. 64-75.
10. Справочное пособие по подготовке шестого национального доклада, включая аннотированные матрицы отчетности. Конвенция ООН о биологическом разнообразии. 2017.
11. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 сентября 2017 г.
12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.uznature.uz/ (дата обращения:20.09.2021).
13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econews.uz/econews/rus/lib/ (дата обращения:20.09.2021).
14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fauna-flora.org/ (дата обращения:20.09.2021).

Буриев С.С.1, Уринова А.А.2, Ибрагимова Х.Р.3, Тулаев Ж.А.4 Email: Ibragimova6117@mail.ru

1Буриев Салимжан Самедович - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, директор;

2Уринова Адолат Абдивасиевна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник;

3Ибрагимова Хафиза Ринатовна - старший научный сотрудник;

4Тулаев Журабек Абдурахим угли - младший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт окружающей среды и природоохранных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан


Комментариев нет:

Отправить комментарий